ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
В настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
- ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
- ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупность электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего возрастного уровня, реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
- ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:
-
Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)
-
Библиотека электронных наглядных пособий – пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.
-
Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.
-
Репетиторы, тренажеры, практикумы – это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.
-
Мультимедийные учебники – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера.
-
Виртуальные лаборатории – представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.
Цифровые образовательные ресурсы по информатике
1. Электронные учебники и практикумы, приобретенные в готовом виде:
-
Алгоритмизация и программирование;
-
Обучение школьников программированию;
-
Репетитор по информатике (Кирилл и Мефодий);
-
Internet Explorer;
-
Мир Информатики (1 - 4 год обучения);
-
Н.Д. Угринович "Преподавание курса Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе" - 2 диска Linux-CD, Windows CD - компьютерный практикум.
2. Цифровые образовательные ресурсы, сформированные с использованием сети Интернет:
Программы
-
Клавиатурный тренажер;
-
xp_simulation_setup (программа, демонстрирующая процесс установки ОС Windows);
-
Архитектура ПК;
-
ABC Pascal;
-
Учебник по работе в Word;
Презентации уроков:
-
Алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы;
-
Создание презентаций в среде PowerPoint;
-
История развития вычислительной техники;
-
Основы логики;
-
Системы счисления;
-
Работа в Excel;
3. Собственные разработки ЦОР
5 - 6 класс (обучение по программе Л.Л. Босовой)
-
Информация вокруг нас (презентация)
-
Как устроен компьютер (презентация)
-
Рабочий стол (презентация)
-
Компьютерное меню (презентация)
-
Файлы и папки (презентация)
-
Представление информации в компьютере (презентация)
-
Человек и информация (презентация)
7 класс (обучение по программе Н.Д. Угриновича)
-
История средств вычислительной техники (презентация)
-
Вирусы и антивирусные программы (презентация)
9 класс
-
Введение в предмет (презентация)
-
Измерение информации (презентация)
-
Алфавитный подход к измерению информации (самостоятельная работа Excel)
-
Файлы и файловая структура (презентация)
-
Элементы ОС Windows (презентация)
-
Электронные таблицы Excel (презентация)
-
Графическая информация на компьютере (презентация)
-
Кодирование графической информации (презентация)
-
Локальные компьютерные сети (презентация)
-
Глобальные компьютерные сети (презентация)
10-11 класс (обучение по программе Н.Д. Угриновича, базовый уровень)
-
Информация. Информационные процессы (презентация + практическая работа)
-
Вероятностный подход к измерению информации (презентация)
-
Измерение информации (практическая работа Excel)
-
Представление числовой и текстовой информации в памяти компьютера (презентация)
-
Представление графической и звуковой информации в памяти компьютера (презентация)
-
Устройство компьютера (презентация)
-
ОС Windows (презентация)
-
Формы записи алгоритмов (презентация)
-
Конспекты уроков по информатике (книга)
-
Как устроен Интернет (презентация)
- 10-11 класс (обучение по программе Н.Д. Угриновича, профильный уровень)